Куда зовет нас Аватар?
Артур Шахов
Бомбежка Югославии, «Буря в пустыне», ввод войск в Афганистан
и фабрика грез. Что между ними общего? Ответ теперь знает весь мир
– Аватар. Новый фильм Д. Кэмерона о вторжении на чужую территорию.
Декларируемые цели любого вторжения зачастую благие: установление
демократии, ликвидация трафика героина. Истинные же совсем другие:
усиление собственного влияния в регионе, контроль нефтяных скважин
и, в конечном счете, получение прибыли. При этом человеческая жизнь
в расчет не принимается. А когда как в фильме речь идет о 200 млн.
долларов за килограмм минерала, то под угрозой оказывается жизнь
целой планеты.
Пандора, так называется планета, куда прибывает герой фильма. Земляне,
позабыв мифологию, называют пандорцев аборигенами, хотя Пандора
в переводе с греческого буквально означает «одаренная». Жители планеты
живут в согласии с окружающим их миром: растениями, летающими и
бегающими чудовищами, управляя ими при помощи мысли. Вероятно, существует
энергетическая связь жителей планеты с ее флорой, фауной и неким
собственным божеством.
Сюжет фильма - классический вариант про засланного казачка,
который прозрел и перешел на другую сторону. Внедренный к пандорцам
в чужом теле, герой-десантник Джейк должен помочь плохим дядькам
подвинуть длинноухий народ с насиженных мест, как в свое время их
американские предки подвинули краснокожих. Когда становится ясно,
что разговоры не помогут, в ход пускается старое испытанное веками
средство – мочилово всех без разговоров. Злой полковник запускает
военную машину и посягает на святое святых пандорцев – дерево-дом
и местное божество. Пандорцы стойко обороняются, но история не раз
демонстрировала преимущество огнестрельного оружия перед луком и
стрелами. Цивилизация почти победила, но тут за пандорцев вступаются
другие существа, населяющие планету. Огромные бегемоты-молоты сметают
стреляющих роботов, а стаи коней - драконов, облепив звездолеты,
расправляются с ними. Ну и, конечно, не бездействует Джейк, внеся
самый весомый вклад в общее дело освобождения планеты от завоевателей.
Финальная схватка героя с полковником проходит по всем канонам голливудского
жанра. Землян выселяют с Пандоры, а Джейк окончательно перерождается.
Хэппи-энд!
Отчего же такой, казалось бы, незамысловатый сюжет заставил миллионы
людей в мире не только нести свои деньги в кинотеатр, а и делать
это по два или три раза? Причин, на мой взгляд, несколько. Во-первых,
простота сюжета, который доступен для понимания каждому. История
вторжений насчитывает не одну тысячу лет. Для разумного большинства
во всем мире нашествие и завоевание – это плохо. Во-вторых, борьба
хороших и злых закончилась победой первых, оставляя наивную иллюзию
- победив одного злого полковника можно спасти целый мир. И в качестве
приправы - прозревший Герой. Позитивная концовка в данном случае
совпала с ожиданиями миллионов, воспылавших за пару часов симпатией
к придуманному народу. Всем хотелось бы жить в гармонии с миром
и самим собой. В-третьих, на подсознательном уровне вторжение воспринимается
гораздо шире. Экономическое, эмоциональное, психологическое, да,
в принципе, любое вмешательство в личную жизнь человека или страны.
Надо от него защищаться или нет? Кто-то учит смирению, а кто-то
терпению. Фильм «Аватар» - это тоже вторжение в умы тех, кто ходит
в кино не ради спецэффектов. Красивая, завораживающая картинка,
выполняющая свою развлекательную роль.
А может, где-то в глубине каждого человека живет вера - даже, если
мы своим вторжением разрушаем наш мир, то он, в конце концов, сам
спасет нас? Освободит от ответственности предпринимать какие-то
действия, позволяя жить сегодняшним днем. Не.. не прокатит. Бегемоты-молоты,
кони - драконы и Аватар – это лишь сон безногого солдата, мечтающего
о жизни, где можно снова воевать и быть героем. Однако рано или
поздно ему придется проснуться. А нам?
© Copyright: Артур Шахов, 2010
Свидетельство о публикации №21001230367
|